Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Home » Доступная среда

Страницы

Доступная среда

Инклюзивное образование и обучение на дому

УСЛОВИЯ ДОСТУПНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

   Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №27 г.Шахты рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

В общеобразовательной организации МБОУ СОШ №27 г.Шахты созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

  • школа разработала адаптированные основные образовательные программы начального общего образования для детей с задержкой психического развития и детей с расстройствами аутистического спектра;
  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог и медицинский работник;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса– учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • в соответствии со школьным планом повышения квалификации 50% педагогов прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Федеральные нормативные документы:

Письмо Рособрнадзора от 26.03.2019 № 04-32 «О соблюдении требований законодательства по обеспечению возможности получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья»

Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (вместе с «Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»)

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государcтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (ред. от 18.08.2016)»Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 17.06.2019)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с «СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528)

Региональные нормативные документы:

Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 21.12.2017 №7 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей)обучающихся, нуждающихся в длительном лечении,в том числе детей инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (вместе с Порядком)

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

     В МБОУ СОШ №27 г. Шахты имеются следующие условия для обеспечения доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Парковка для легкового(личного) транспорта располагается во внутреннем дворе школы ,а также  есть возможность поставить личный транспорт на площадке, расположенной в непосредственной близости от въезда и входа на территорию  МБОУ СОШ №27г.Шахты.
Вход на территорию расположен на уровне тротуара.
Пути похода к объекту, пути движения имеют достаточную ширину для проезда инвалидной коляски.
Лифты (иные подъемные устройства) для перемещения внутри школы типовым проектом здания не предусмотрены.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья получают необходимую помощь сотрудников школы при входе и при перемещении внутри здания.
Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, иным категориям по медицинским показаниям могут быть предоставлены образовательные услуги по месту жительства (обучение на дому по индивидуальному учебному плану).

Специально оборудованные учебные кабинеты: отсутствуют.

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты при необходимости будет предусмотрено дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски, костылей, тростей и т.д. При необходимости детям-инвалидам по зрению возможно выделение одноместного ученического места, выделенного из общей площади помещения.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: отсутствуют

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: отсутствуют

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: отсутствуют

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса в МБОУ СОШ №27г. Шахты включает: программу коррекционной работы, являющуюся составной частью основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования и среднего общего образования, разработанных в МБОУ СОШ №27 г. Шахты на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ; адаптированную основную общеобразовательную программу, разрабатываемую с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Программно-методическое обеспечение ориентировано на полноценное и эффективное получение образования всеми обучающимися школы. Для реализации адаптированной образовательной программы МБОУ СОШ №27 г.Шахты  обеспечена учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их  составной  частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание: Для детей-инвалидов по зрению входная дверь помечена яркой контрастной окраской

Специальные условия питания:

 обучающиеся, имеющие инвалидность, получают бесплатное горячее питание. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают двухразовое горячее питание (завтрак и обед).

В  школьной столовой питание полноценное, предоставлен широкий выбор блюд. Питание отвечает санитарно–эпидемиологическим нормам, соблюдается калорийность, витаминизация и разнообразие в приготовлении завтраков и обедов.   Функционирует буфет, в котором представлен широкий ассортимент выпечки собственного производства и готовой продукции, соответствующей перечню продуктов, разрешенных к реализации в буфетах.

Режим питания обучающихся предполагает прием пищи в определенное время. Установлен  график питания обучающихся.

Столовая МБОУ СОШ №27 г. Шахты рассчитана на 80 посадочных мест. Питание обучающихся организовано в столовой (буфет-раздаточная)

Качество продукции ежедневно контролируется бракеражной комиссией МБОУ СОШ №27 г. Шахты в составе 4 человек, что находит отражение в бракеражных журналах.

На пищеблоке МБОУ СОШ №27г. Шахты созданы и поддерживаются необходимые санитарные условия. Техническое оснащение  столовой: плита электрическая, холодильник, электрический водонагреватель, посудомоечная машина. Столовая обеспечена умывальниками, установленными из расчета пропускной способности столовой (1 умывальник на 20 посадочных мест)

Подробную информацию об организации питания в МБОУ СОШ №27 г. Шахты можно узнать в разделе «Организация питания в образовательной организации»

Ежедневное меню и фото блюд размещены в подразделе «Меню»

 специальные условия охраны здоровья: усилиями педагогического коллектива создается здоровьесберегающая среда, отвечающая потребностям каждого ребенка.

В МБОУ СОШ №27г. Шахты  разработаны  адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для детей с ЗПР ФГОС ООО ОВЗ вариант 7.1.  По каждому учебному предмету разработаны индивидуальные адаптированные рабочие программы. Для ребенка с ОВЗ учебный процесс осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПК. На ребенка-инвалида имеются ИПРА, конкретизирующие условия обучения.

В МБОУ СОШ №27 г. Шахты созданы все условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов и реализации АООП, а именно:
— квалифицированный кадровый состав;
— необходимые материально-технические условия;
— адекватная организация рабочего места при реализации АООП;
— индивидуальная работа с детьми с учетом особых образовательных потребностей;
— расширение социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
— поддержка родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность;
— использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий;
— психолого-педагогические условия;
-коррекционно-развивающие условия (психологическое сопровождение обучающихся).

Задачи воспитания детей с ОВЗ и детей — инвалидов, в том числе обучающихся на дому, подробно прописаны в адаптированных общеобразовательных программах и решаются они путем реализации программ внеурочной деятельности, программы духовно-нравственного развития и воспитания, а также программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программы внеурочной деятельности направлены на развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся, организации их свободного времени. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности по выбору обучающегося и с согласия его родителей (законных представителей) в следующих формах: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП, является коррекционно-развивающая область.

Основная цель медицинского обслуживания в МБОУ СОШ №27 г.Шахты – это контроль состояния здоровья учащихся, оказание первой медицинской и доврачебной помощи. Медицинский блок МБОУ СОШ №27 г.Шахты состоит из медицинского кабинета и обследования на аппаратном комплексе «Армис», оснащенных стандартным комплектом оборудования, которое обеспечивает организацию медицинского контроля развития и состояния здоровья обучающихся в соответствии с санитарными нормами.

Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию обучающихся, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе. В МБОУ СОШ №27 г.Шахты активно ведется санитарно-просветительская работа с обучающимися и их родителями. Проводятся беседы и лекции по вопросам личной гигиены, общественной гигиены и охраны окружающей среды, полового воспитания, организации режима дня, основам рационального питания, профилактике травматизма, пагубного влияния алкоголя, никотина и наркотиков. Медицинское сопровождение детей с ОВЗ и детей – инвалидов в МБОУ СОШ №27 г.Шахты осуществляет медицинская сестра, Первухина Н.А.

МБОУ СОШ №27 г.Шахты определяет формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Медицинский работник определяет группу для занятий физической культурой, объем требований к уровню подготовки обучающихся определяется в соответствии с его индивидуальной группой.

Имеющееся оборудование и квалификация учителей позволяет проводить занятия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в соответствии с медицинскими показаниями. В рамках внеурочной деятельности для обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, введен курс «Основы здорового питания».

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 

в МБОУ СОШ №27 г. Шахты к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям предоставляется свободный доступ:
— для обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, — в компьютерных классах в присутствии преподавателя согласно регламенту использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обучающимися;
— для педагогических работников и администрации школы — с оборудованных АРМ в учебных и административных кабинетах.

Система контент-фильтрации обеспечивает блокировку доступа обучающихся и педагогов к ресурсам сети Интернет, запрещенным в образовательном процессе

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся:

  1. Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы: отсутствуют.
  2. Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы:
  • Перечень образовательных интернет-ресурсов (порталов, сайтов, электронных библиотек и т.д.), к которым обеспечен доступ учащимся: ЭОР для обучающихсяДетские безопасные сайты
  • Информация об  Электронных сервисах и сайтах, полезных для учителей, учащихся и их родителей:
  • Полезные ссылки и телефоны
  • Бесплатный телефон доверия для детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию 8 800 2000 122
  • О работе горячей линии
  • Министерство науки и высшего образования РФ: https://minobrnauki.gov.ru/
  • Министерство просвещения РФ: https://edu.gov.ru/
  • Министерство общего и профессионального образования Ростовской области: https://minobr.donland.ru/
  • Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru
  • Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена:  http://www.ege.edu.ru/
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
  • Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru/
  • Федеральный портал «Российское образование»:  http://www.edu.ru
  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»:  http://window.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru
  • Сайт КПМО: http://www.kpmo.ru/
  • Безопасный интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт: http://i-deti.org/
  • Департамент образования г.Шахты: www.shakhty-edu.ru
  • «Административные регламенты», содержащий информацию об административных регламентах предоставления муниципальных услуг в сфере образования: http://www.shakhty-edu.ru/taxonomy/term/57
  • «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»:  www.gosuslugi.ru
  • Администрации города Шахты:  http://shakhty-gorod.ru/ 
  •  Сайт МУ Департамента образованияhttp://shakhty-edu.ru/
  • Умные детки (детский сайт для заботливых пап и мам):  http://www.umnyedetki.ru/podelki_new.html 
  • Энциклопедия мастерства ИГРУШКА: http://igrushka.kz/katnew/newyear.php 
  • Официальный информационный портал единого государственного экзамена: http://www.ege.edu.ru
  •  Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru
  •  ФГОС: http://standart.edu.ru
  • Портал государственных услуг РФhttp://61.gosuslugi.ru/pgu/
  • Перечень государственных услуг по линии лицензионно-разрешительной работы
  • Портал многофункциональных центров Ростовской области:  www.mfc61.ru
  • Полезные телефоны
  • Единый общероссийский детский «телефон доверия»  8-800-2000-122
  • Инспекция по делам несовершеннолетних  22-65-11
  • Социально-реабилитационный центр несовершеннолетних г.Шахты  28-85-53
  • Центр психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних г.Шахты  22-34-52
  • Городская прокуратура  22-36-10, 22-37-06
  • УВД, управление внутренних дел  22-45-45
  • «Стоп,коррупция!» (863) 240-41-91
  • «Горячая линия» по борьбе с коррупцией Департамента образования г.Шахты: 22-48-10
  •  Управление по налоговым преступлениям ГУВД Рост. обл.  23-73-13
  • Управление федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков г. Шахты, ФСКН  25-18-58
  • Круглосуточный анонимный «телефон доверия» наркоконтроля: (863) 240-81-00
  • ФСБ, управление по Ростовской области, отдел г. Шахты  22-49-21
  • Телефоны областных служб помощи семье и детям:
  • ГБОУ РО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» — 8 (863) 264-17-92, 251-14-10
  • ГБУ СОН «Областной центр помощи семье и детям» — 8 (863) 267-05-04, 267-05-15
  • Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области — 8 (863) 2800-603, 2800-608, 2800-609
  • Телефон доверия следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области — 8 (863) 227-01-85
  • Телефон доверия ГУ МВД России по Ростовской области — 8 (863) 249-24-77
  • Отдел социально-правовой защиты детства Департамента образования г.Шахты — 22- 46 -11
  • «Центр психолого-педагогического сопровождения» г.Шахты — 22 — 34 — 52
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г.Шахты — 23 — 65 — 22

Семейное образование

Нормативные документы:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»


Выбор формы образования и обучения
   Право выбора формы получения образования и формы обучения принадлежит родителям(законным представителям) обучающегося (с учетом мнения ребенка) до момента освоения им основной общеобразовательной программы или до достижения возраста 18 лет, а право выбора формы получения образования и (или) формы обучения при освоении программы среднего общего образования или при достижении им возраста 18 лет — исключительно обучающемуся.
  Никто не вправе ограничить обучающихся и (или) их законных представителей ни в периодичности изменения формы получения образования и формы обучения, ни в максимальном количестве этих изменений – меняй хоть ежедневно.

Оформление образовательных отношений
  При переходе на семейное образование родители (законные представители) обучающихся информируют об этом выборе орган местного самоуправления. Учащиеся, обучающиеся в форме самообразования или семейного образования, не относятся к контингенту образовательной организации. Поэтому при переходе на семейное образование или самообразование они должны быть отчислены из образовательной организации. Отчисление осуществляется приказом образовательной организации на основании письменного заявления обучающегося или его законных представителей об отчислении из образовательной организации в связи с выбором им или его законными представителями формы получения общего образования вне образовательной организации.

О возрасте
  Обучаться в форме семейного образования могут обучающиеся всех классов — c 1 по 11. При этом для обучающихся 1–9-х классов выбор этой формы обучения осуществляют законные представители обучающегося (до достижения им возраста 18 лет) с учетом мнения ребенка, а обучающиеся 10–11-х классов осуществляют этот выбор самостоятельно.
  Обучаться в форме самообразования могут только учащиеся 10 — 11 классов. Причем для этого не требуется согласие их законных представителей.

О промежуточной аттестации
  Промежуточная аттестация обучающихся в форме семейного образования или самообразования осуществляется бесплатно. Прохождение промежуточной аттестации обучающимся, получающим образование вне образовательной организации, является его правом, а не обязанностью. Поэтому он, в принципе, вообще не обязан проходить промежуточную аттестацию, например, обучающиеся 1–8-х классов. Прохождение промежуточной аттестации для обучающихся 9-х и 10-11-х классов является необходимым, если они претендуют на получение аттестата соответственно об основном общем образовании и среднем общем образовании.
  Форма, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации самостоятельно устанавливаются образовательной организацией и закрепляются в её локальном нормативном акте, который обязательно размещается на официальном сайте образовательной организации. Это означает, что обучающиеся, их родители (законные представители) не вправе требовать от образовательной организации конкретных, удобных именно им, сроков, периодичности и форм промежуточной аттестации, но они вправе выбрать для прохождения промежуточной аттестации другую образовательную организацию, сроки, формы и порядок прохождения промежуточной аттестации в которой их устраивают.
  Для прохождения промежуточной аттестации обучающийся должен быть зачислен в образовательную организацию. При этом он получает статус «экстерн» и включается в контингент обучающихся образовательной организации на период прохождения промежуточной аттестации. В этот период экстерн пользуется всеми академическими правами обучающихся образовательной организации.
  Перед зачислением в образовательную организацию необходимо ознакомить его и (или) его законных представителей с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, образовательной программой, по которой обучающийся будет проходить промежуточную аттестацию, локальными нормативными актами, регламентирующими формы, порядок и сроки прохождения промежуточной аттестации экстерном, а также с другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.
  После прохождения промежуточной аттестации обучающийся отчисляется из образовательной организации и ему в трехдневный срок выдается справка о прохождении промежуточной аттестации по образцу, самостоятельно установленному образовательной организацией.

О компенсации затрат родителей (законных представителей)
  Компенсация затрат родителей (законных представителей) обучающихся на реализацию общеобразовательных программ вне образовательной организации в Законе не предусмотрена. Однако, в региональных и муниципальных нормативных актах компенсация этих затрат может быть предусмотрена, в том числе и в форме оказания поддержки родителям (законным представителям) обучающихся.

Об оплате труда педагогических работников
  Поскольку взимание платы с обучающихся за прохождение ими промежуточной аттестации не допускается, оплата работы педагогических работников, проводящих промежуточную аттестацию обучающихся, осуществляется только за счет фонда оплаты труда образовательной организации. Эти расходы должны быть включены в государственное (муниципальное) задание. Если этого не сделано, то это могут быть только финансовые средства, полученные из иных источников.
 

ПАМЯТКА О СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


  Семейное образование — форма получения общего образования. В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций — в форме семейного образования и самообразования.
  Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной итоговой аттестации.
   При выборе семейного образования его не следует путать с домашним обучением. Домашнее обучение — это не форма получения или форма обучения, это условие организации учебного процесса в образовательной организации. Условия могут быть разные — учебный процесс в аудитории, дистанционно, на дому для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
  Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.
  Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.
  При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе. Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.Если же учащийся не будет аттестован и в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.
  Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
  Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
   Родителей, желающих перевести своих детей на семейное образование, просим обратить внимание на следующее:
1) семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей;
2) промежуточная аттестация — это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с локальным актом общеобразовательной организации;
3) действующий Закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации;
4) согласно части 13 статьи 108 закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Так как семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.

Алгоритм перехода на семейное образование


1. В соответствии со ст. 63 ч. 5 Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ родители, выбравшие семейное образование для своих детей, должны проинформировать об этом Департамент образования администрации города Шахты в письменной форме.
Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любом уровне общего образования: начального общего, основного общего, среднего общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.
2. Если ребенок обучается в школе, то родителям следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование и в письменной форме уведомить Департамент образования о переходе ребенка на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся общеобразовательной организации.
Выбрав учреждение (могут выбрать любую общеобразовательную организацию города), чтобы воспользоваться правом на прохождение в школе промежуточной и государственной итоговой аттестации, родителям необходимо подать заявление в школу о зачислении в нее ребенка в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
В соответствии с положениями ст. 17 ч. 3 и 34 ч. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» промежуточная и государственная итоговая аттестация детей, получающих семейное образование, осуществляется в образовательной организации (например, школе) экстерном. В соответствии со ст. 33 ч. 1 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ» — экстерн относится к обучающимся школы, но зачисляется в нее только для прохождения аттестаций. При этом, однако, экстерны являются обучающимися и на период аттестации обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии с частью 1 статьи 34, ст.35 Закона, в том числе:
— на бесплатное пользование учебной, научной базой, библиотечно-информационными ресурсами образовательного учреждения;
— на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе во всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятиях;
— на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
— на пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры, спорта образовательного учреждения;
— на иные академические права, предусмотренные Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.
Заявление в школу следует подавать после направления в Управление образования администрации города а уведомления о выборе семейного образования (можно сделать это и одновременно, в тот же день).
Основаниями для возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией в соответствии с частью 1 статьи 53 Закона являются:
— заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) итоговой аттестации в образовательном учреждении;
— личная медицинская карта ребенка, проходящего промежуточную и (или) итоговую аттестацию, оформление в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации;
— письмо Управления образования администрации города а об организации промежуточной и (или) итоговой аттестации лица, получающего образование в форме семейного образования в образовательной организации;
— документ, подтверждающий уровень освоения обучающимся программ общего образования;
— приказ руководителя образовательного учреждения о приеме экстерна для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации с указанием сроков и форм прохождения аттестации, в соответствии с локальным нормативным актом о порядке проведения итоговой и (или) промежуточной аттестации детей, осваивающих программы общего образования в формах семейного образования или самообразования.
Также родителям целесообразно заключить договор со школой об организации аттестаций ребенка-экстерна.
В любом случае, взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.
Основаниями для завершения образовательных отношений между экстерном и образовательного учреждения является выписка из протокола заседания Педагогического совета образовательной организации с указанием результатов прохождения экстерном промежуточной аттестации для последующего занесения в личное дело результатов промежуточной аттестации по итогам освоения образовательной программы определенного уровня (общеобразовательная организация заполняет соответствующие поля личного дела, выставляет отметки по предметам и вносит запись о переводе в следующий класс).
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) общеобразовательной программы или непрохождение экстерном промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин на освоение части 2 статьи 58 признаются академической задолженностью.
Экстерны обязаны ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные образовательным учреждением.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего экстерна, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Обучающиеся по общеобразовательным программам в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, продолжают получать образование по всем предметам учебного плана в образовательной организации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 44 Закона.


Порядок действий родителей (законных представителей) несовершеннолетних при выборе освоения общеобразовательных программ вне образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность в форме семейного образования
1. Родители (законные представители) обучающегося при выборе освоения общеобразовательных программ вне образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность в форме семейного образования, информируют об этом выборе Департамент образования администрации города Шахты, при условии проживания на территории города Шахты (уведомление прилагается).
2. При выборе обучающимися освоения общеобразовательных программ в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность в форме семейного образования, родители (законные представители) вышеназванной категории обучающихся обращаются в образовательное учреждение, где осваиваются образовательные программы, с заявлением об исключении из контингента образовательного учреждения, в которой он ранее обучался или числился в контингенте, при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) (форма заявления прилагается).
3. В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:
Фамилия, имя, отечество родителей (законных представителей) ребенка;
ФИО ребенка, его дата и место рождения;
Адрес проживания;
Форма получения образования.
4. Родители (законные представители) детей при подаче заявления для прохождения промежуточной и/или государственной итоговой аттестации предъявляют также в образовательную организацию:
— оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (законность представления прав ребенка);
— личное дело обучающегося, выданное образовательным учреждением, в котором он ранее обучался или числился в контингенте;
— в случае успешной сдачи государственной итоговой аттестации после освоения обучающимся образовательных программ уровня основного общего образования в форме семейного образования предоставляется документ государственного образца об основном общем образовании.

 

ОБРАЗЕЦ
(для родителей детей, не завершивших основное общее образование)

Директору Департамента образования администрации города Шахты
————————————————
от Фамилия Имя Отчество,
родителя несовершеннолетнего(ей)
ФИО (дата рождения),
проживающего по адресу:
_______________________________
телефон:

УВЕДОМЛЕНИЕ
О ВЫБОРЕ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Настоящим, в соответствии с требованиями ст. 63 ч. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», информирую, что, на основании ст. 17 ч. 1 и 3, ст. 44 ч. 3 пункты 1 и 3, ст. 63 ч. 4 указанного Федерального закона, нами, как родителями (законными представителями) несовершеннолетнего ребенка ФИО (… г.р.), выбрана для него (нее) форма получения общего образования в форме семейного образования. Решение о выборе формы образования и формы обучения принято с учетом мнения ребенка.



Дата: _______________
Подпись: _________________(Фамилия И. О.)

 

ОБРАЗЕЦ
(для родителей детей, завершивших основное общее образование)

 

Директору Департамента образования Администрации города Шахты
__________
от Фамилия Имя Отчество,
родителя несовершеннолетнего(ей)
ФИО (дата рождения),
проживающего по адресу:
_____________________________________
телефон:

УВЕДОМЛЕНИЕ
О ВЫБОРЕ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ОПРЕДЕЛЕНИИ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ



Настоящим я, ФИО родителя (законного представителя), в соответствии с требованиями ст. 63 ч. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», информирую, что, на основании ст. 17 ч. 1 и 3, ст. 63 ч. 4 указанного Федерального закона, нами, как родителями (законными представителями) несовершеннолетнего ребенка ФИО (… г.р.), определена для него (нее) форма получения общего образования в форме семейного образования.
Настоящим я, ФИО ребенка (… г.р.), информирую, что, на основании ст. 17 ч. 1 и 3, ст. 34 ч. 1 п. 1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» мною была, по согласованию с моими родителями, выбрана форма получения общего образования в форме семейного образования.


Дата: _________
Подпись родителя: ________________(Фамилия И. О. родителя)

Дата: _________
Подпись ребенка: ________________(Фамилия И. О. ребенка)