Информация о реализации МБОУ СОШ №27 г.Шахты казачьего компонента в учебно-воспитательном процессе
Реализация регионального компонента в образовательном процессе составляет 10 % от общего содержания учебных программ по учебным предметам: литература, история, обществознание, мировая художественная культура, ознакомление с окружающим миром, география, биология.
В учебный план начального и основного общего образования с целью реализации регионального «казачьего» компонента, введены следующие учебные предметы:
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» реализуется в 3 и 4 классах учебными предметами «Родной русский язык» и «Литературное чтение на родном языке (русский)» по 0,5 часа.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)» представлен учебным предметом «История Донского казачества» в 5 классе и в 8 — 9 классах по 1 часу за счет часов по выбору ОО.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» реализуется в 8 и 9 классах учебными предметами «Родной русский язык» и «Литературное чтение на родном языке (русский)» по 0,5 часа.
Наличие статуса «казачье» в рамках регионального компонента определяет идеологию современного учебного плана начальной школы. Одним из путей ведения в учебный процесс регионального содержания, это введение вариативных курсов в 1-4 классах.
1. Учебный предмет в начальной школе «Мир русской культуры». Программа рассчитана на 4 года изучения; 34 часа в год в каждом классе. Содержит в себе огромный образовательный, воспитательный, развивающий потенциал и направлен на воспитание человека, знающего свою родословную, малую и большую родину, уважающего и чтящего обычаи, традиции предков, их веру; умеющего оценить свой жизненный опыт с точки зрения традиционных нравственных ценностей и взглянуть на народную культуру с позиции современного человека.
Идея программы реализации казачьего компонента в воспитательной системе школы раскрывается в шести содержательных линиях.
Первая (вводная) – «Страницы истории» даёт детям представление о племенах, населявших бескрайние донские степи.
Следующие четыре содержательные линии: «Легенды Танаиса», «Былины о богатырях», «Древнерусская литература», «Сказки Тихого Дона» предполагают работу по изучению произведений регионально окрашенной литературы, гармонично соединённой с шедеврами отечественной классики. Изучаемые тексты направлены на то, чтобы увлечь младших школьников, затронуть струны их сердец, разжечь огонёк любви к родной стране и родному краю, помочь приобщиться к их истории, духовной культуре, воспитать социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота большой и малой родины.
Шестая содержательная линия «Произведения донских писателей» предполагает включение в круг детского чтения произведений современных авторов, живущих на донской земле (В.А.Рожков, Б.Путилова, Л.Ф.Волошинова и другие).
2. В учебном предмете «Литературное чтение» модульно изучается курс «Произведения донских писателей».
3. В предмет «Окружающий мир» включен модуль «Природа Дона и животный мир Ростовской области и Донского края».
4. Школьный компонент в учебном плане представлен элективными учебными предметами, обязательными для изучения, включающие в себя изучение краеведения модульно: «История Руси, России и Донского края» в V-XI классах по 1 часу в неделю.
«Литература и культура Руси, России и казачества» в V-XI классах по 1 часу в неделю. «География и экология Дона».
На уроках изучается:
- Устное народное творчество донских казаков;
- Творчество казаков – некрасовцев;
- Изображение жизни донских казачат в первой половине XX века;
- Донские былины, исторические песни казаков;
- Краеведческая работа по литературе, истории и культуре Дона и казачества;
- Проектно — исследовательская деятельность по экологии, истории, культуре Дона и другим темам.
Обучающиеся знакомятся с культурой, бытом, прикладным искусством своих предков, пробуют себя в творчестве, мастерят поделки, разучивают казачьи игры и песни, соревнуются в спорте, посещают школьный краеведческий музей, ездят на экскурсии и ходят в походы.
5. В школе работает краеведческий музей, который постоянно развивается и пополняется различными экспонатами. Казачье движение в таком населенном пункте, как наш город, очень актуально на сегодняшний день. Ребята тесно знакомятся с обычаями, традициями, культурой и особенностями жизни казаков на Дону. В школе развивается поисковая и познавательная деятельность, направленная на исследование первых казачьих поселений. Огромное значение для развития нравственности, повышения интеллектуального и культурного уровня школьников, формирования гармонично развитой личности имеет организация традиционных выездных экскурсий: г. Новочеркасск — ГБУК РО Новочеркасский музей истории Донского казачества; ст. Старочеркасская – Подворье войсковых атаманов; Пухляковский казачий стан; Раздорский этнографический музей-заповедник; х. Кочетовский — Посещение музея-усадьбы Виталия Закруткина.
6. Периодическое проведение библиотечных уроков. Для изучения развития казачества, его истории и культуры используется литература.
№ п/п | Автор, название книги | Издательство | Год издания |
1. | Филиппов К.С. Донские казаки в XX в. | Терра Принт | 2006 |
2. | Шишов А.В.100 великих казаков | Вече | 2007 |
3. | Астапенко М.П. Донские казачьи атаманы | Терра Принт | 2006 |
4. | Небратенко Г.Г., Филиппов К.С. Сведения о казачьих общинах на Дону | Артель | 2010 |
5. | Шумов В.В.Донская станица в старину | КСС | 2012 |
6. | Ригельман А. История и повествование о донских казаках | Артель | 2010 |
7. | Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. | БАРО-ПРЕСС | 2006 |
8. | Астапенко Е. Старочеркасск — колыбель казачества | Артель | 2011 |
9. | Шумов В.В. История казачества | КСС | 2004 |
10. | Донские казачьи сказки | КСС | 2011 |
11. | Малыхин К.Г.История Донского края | Ростовкнига | 2012 |
12. | Бутенко Т.А., Небратенко В.Б. Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников 1-4 кл. | БАРО-ПРЕСС | 2011 |
13. | Небратенко В.Б.Край родной. Хрестоматия для уч-ся V-VI кл. | БАРО-ПРЕСС | 2013 |
14 | Небратенко В.Б.,Яцык В.Д. Край родной. Хрестоматия для чтения для уч-ся VII-VIII кл. | БАРО-ПРЕСС | 2013 |
15. | Небратенко В.Б.,Яцык В.Д. Край родной в художественной литературе для уч-ся IX-XI кл. | БАРО-ПРЕСС | 2007 |
16. | Астапенко М.П. История Донского края | БАРО-ПРЕСС | 2005 |
17. | Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 кл. | ЗАО «Книга» | 2005 |
18. | Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 кл. | ЗАО «Книга» | 2005 |
19. | Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 8-9 кл. | ЗАО «Книга» | 2005 |
20. | Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 10-11 кл. | ЗАО «Книга» | 2005 |
Во внеурочной деятельности реализуются следующие направления:
- духовно-нравственное
- социально-педагогическое
- спортивно-оздоровительное
- общеинтеллектуальное
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом пожеланий родителей и интересов обучающихся, внеурочная деятельность в начальных классах представлена следующими курсами:
Направление | Название курса этнокультурного (казачьего компонента) | Ф.И.О. руководителя | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Духовно- нравственное «Юный патриот» | Доноведение | Гончарова И.А. | 2 | |||
Россия – наш общий дом | Клюева Т.Н. | 2 | 2 | |||
Я живу в России | Пятицкая Т.Б. | |||||
Обще- интеллектуальное «Хочу всё знать» | Праздники, традиции и ремесла народов России | Тымченко А.А. | 2 | |||
Любознайка | Камаева Е.А. | 2 | ||||
Социальное «Твори добро на благо людям» | Мир, в котором я живу | Банник В.Ю. | 2 | |||
Мой город | Лепская Л.В. | 2 | ||||
Общекультурное «Открой себя» | Веселая кисточка | Бурулева С.С. | 2 | |||
Школьный театр «Петрушка» | Ячменнова И.А. | 2 | ||||
Страницы русской культуры | Пашкова С.Ю. | 2 | ||||
Фольклор Тихого Дона | Гончарова И.А. | 2 |
Внеурочная деятельность в 5-9 классах представлена следующими курсами:
Направление | Название курса этнокультурного (казачьего компонента) | Ф.И.О. руководителя | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Духовно- нравственное «Юный патриот» | Мы патриоты | Князьков В.Н. | 2 | ||||
Я и моё Отечество | Гончаренко С.Г. | 2 | |||||
Здесь Родины моей исток | Устинова Е.С. | 2 | |||||
Обще- интеллек-туальное «Хочу всё знать» | Город мастеров | Недогонова Л.Н. | 2 | ||||
Мой проект | Евсеева С.В. | 2 | |||||
Социальное «Твори добро на благо людям» | Твой выбор | Замула А.А. | 2 | ||||
Чужая жизнь для нас не мелочь | Данилова А.Н. | 2 | |||||
Общекуль- турное «Открой себя» | Город Шахты-моя малая Родина | Данилова А.Н. | 2 | ||||
История и культура Руси и России | Пимкина И.А. | 2 |
Педагогический коллектив решает задачи по формированию у обучающихся образа «малой» Родины, как основы патриотических чувств, богатства и разнообразия природы родного края. Проводятся занятия в кружках дополнительного образования: «Домисолька», «Волшебство творчества», «История Донского края», «Экология Донского края». В школе создана вокальная группа «Вольная станица» (руководитель Тищенко Е.Ю.), которая изучает фольклор Донского казачества, является участником конкурсов, смотров художественной самодеятельности.
Ежегодно в школе проводятся мероприятия казачьей направленности:
- Тематические классные часы и торжественные линейки.
- «Любимые праздники казаков: «Покров на Дону», «Широкая Масленица», «Пасха Христова».
- Спортивные соревнования «Донцы — молодцы».
- Выставки книг «Мы живем в краю донском», «Откуда мы родом», «Казачьему роду нет переводу».
- Посещение музея Донского казачества г. Новочеркасск., г.Азова.
- Экспозиции в школьном музее «Казачество: вчера и сегодня», «Быт казаков. История подушки».
- Экологический поход «Донская сторона — навек любимый край!
- Библиотечные уроки «Галерея портретов донских атаманов. Матвей Иванович Платов», «Героические страницы освобождения Донского края».
Обучающиеся школы принимают активное участие в казачьих мероприятиях и конкурсах различного уровня: «Ростовской области — 75!», «Семейные родники Тихого Дона» (ко Дню пожилого человека), «День матери-казачки», областной конкурс творческих работ имени святителя Димитрия Ростовского, городской конкурс «Донская казачка», городской поэтический конкурс «Вольная станица» и др.
В целях пропаганды и популяризации идей миролюбия, национальной гордости, достоинства, значимости культурно — исторических, православных традиций среди молодого поколения поселка им. Красина проведена акция «Рождественские колокола». В рамках акции проведены классные часы, беседы, посвященные Рождеству Христову, выставка книг рождественской тематики, концерт рождественских песнопений «Рождественский перезвон».
Развитие эстетической культуры обучающихся, ознакомление с историей, культурой и национальными традициями, приобщение к казачьим традициям; пробуждение собственной активности обучающихся в творческой и военно-патриотической деятельности, формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина РФ через реализацию казачьего компонента является одной из базовых задач нашей школы.
Информация о реализации МБОУ СОШ №27 г.Шахты казачьего компонента в учебно-воспитательном процессе Скачать