Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Home » Статус «казачья» школа

Страницы

Статус «казачья» школа

Информация о реализации МБОУ СОШ №27 г.Шахты казачьего компонента в учебно-воспитательном процессе

Реализация регионального компонента в образовательном процессе составляет 10 % от общего содержания учебных программ по учебным предметам: литература, история, обществознание, мировая художественная культура, ознакомление с окружающим миром, география, биология.

В учебный план начального и основного общего образования с целью реализации регионального «казачьего» компонента, введены следующие учебные предметы:

Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» реализуется в 3 и 4 классах учебными предметами «Родной русский язык» и «Литературное чтение на родном языке (русский)» по 0,5 часа.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)» представлен учебным предметом «История Донского казачества» в 5 классе и в 8 — 9 классах по 1 часу за счет часов по выбору ОО.

Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» реализуется в 8 и 9 классах учебными предметами «Родной русский язык» и «Литературное чтение на родном языке (русский)» по 0,5 часа.

Наличие статуса «казачье» в рамках регионального компонента определяет идеологию современного учебного плана начальной школы. Одним из путей ведения в учебный процесс регионального содержания, это введение вариативных курсов в 1-4 классах.

 1. Учебный предмет в начальной школе «Мир русской культуры». Программа рассчитана на 4 года изучения;  34 часа в год в каждом классе. Содержит в себе огромный образовательный, воспитательный, развивающий потенциал и направлен на воспитание человека, знающего свою родословную, малую и большую родину, уважающего и чтящего обычаи, традиции предков, их веру; умеющего оценить свой жизненный опыт с точки зрения традиционных нравственных ценностей и взглянуть на народную культуру с позиции современного человека.

Идея программы реализации казачьего компонента в воспитательной системе школы раскрывается в шести содержательных линиях.

Первая (вводная) – «Страницы истории» даёт детям представление о племенах, населявших бескрайние донские степи.

Следующие четыре содержательные линии: «Легенды Танаиса», «Былины о богатырях», «Древнерусская литература», «Сказки Тихого Дона» предполагают работу по изучению произведений регионально окрашенной литературы, гармонично соединённой с шедеврами отечественной классики. Изучаемые тексты направлены на то, чтобы увлечь младших школьников, затронуть струны их сердец, разжечь огонёк любви к родной стране и родному краю, помочь приобщиться к их истории, духовной культуре, воспитать социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота большой и малой родины.

Шестая содержательная линия «Произведения донских писателей» предполагает включение в круг детского чтения произведений современных авторов, живущих на донской земле (В.А.Рожков, Б.Путилова, Л.Ф.Волошинова и другие).

2. В учебном предмете «Литературное чтение» модульно изучается курс «Произведения донских писателей».

3. В предмет «Окружающий мир» включен модуль «Природа Дона и животный мир Ростовской области и Донского края».

4. Школьный компонент в учебном плане представлен элективными учебными предметами, обязательными для изучения, включающие в себя изучение краеведения модульно: «История Руси, России и Донского края»  в V-XI классах по 1 часу в неделю.

«Литература и культура Руси, России и казачества»  в V-XI классах по 1 часу в неделю. «География и экология Дона».

На уроках изучается:

  • Устное народное творчество донских казаков;
  • Творчество казаков – некрасовцев;
  • Изображение жизни донских казачат в первой половине XX века;
  • Донские былины, исторические песни казаков;
  •  Краеведческая работа по литературе, истории и культуре Дона и казачества;
  • Проектно — исследовательская деятельность по экологии, истории, культуре Дона и другим темам.

      Обучающиеся знакомятся с культурой, бытом, прикладным искусством своих предков,  пробуют себя в творчестве, мастерят поделки, разучивают казачьи игры и песни, соревнуются в спорте, посещают школьный краеведческий музей, ездят на экскурсии и ходят в походы.

5. В школе работает краеведческий музей, который постоянно развивается и пополняется различными экспонатами. Казачье движение в таком населенном пункте, как наш город, очень актуально на сегодняшний день. Ребята тесно знакомятся с обычаями, традициями, культурой и особенностями жизни казаков на Дону. В школе развивается поисковая и познавательная деятельность, направленная на исследование первых казачьих поселений. Огромное значение для развития нравственности, повышения интеллектуального и культурного уровня школьников, формирования гармонично развитой личности имеет организация традиционных выездных экскурсий: г. Новочеркасск — ГБУК РО Новочеркасский музей истории Донского казачества; ст. Старочеркасская – Подворье войсковых атаманов; Пухляковский казачий стан; Раздорский этнографический музей-заповедник; х. Кочетовский — Посещение музея-усадьбы Виталия Закруткина.

6. Периодическое проведение библиотечных уроков. Для изучения развития казачества, его истории и культуры используется  литература.

№ п/п Автор, название книги Издательство Год издания
1. Филиппов К.С. Донские казаки в XX в. Терра  Принт 2006
2. Шишов А.В.100 великих казаков Вече 2007
3. Астапенко М.П. Донские казачьи  атаманы Терра Принт 2006
4. Небратенко Г.Г., Филиппов К.С. Сведения о казачьих общинах на Дону Артель 2010
5. Шумов В.В.Донская станица в старину КСС 2012
6. Ригельман А. История и повествование о донских казаках Артель 2010
7. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков  XVII-XX вв. БАРО-ПРЕСС 2006
8. Астапенко Е. Старочеркасск — колыбель казачества Артель 2011
9. Шумов В.В. История  казачества КСС 2004
10. Донские казачьи сказки КСС 2011
11. Малыхин К.Г.История Донского края Ростовкнига 2012
12. Бутенко Т.А., Небратенко В.Б. Край родной. Хрестоматия для  чтения младших школьников 1-4 кл.   БАРО-ПРЕСС 2011
13. Небратенко В.Б.Край родной. Хрестоматия для уч-ся V-VI кл. БАРО-ПРЕСС 2013
14 Небратенко В.Б.,Яцык В.Д. Край родной. Хрестоматия для  чтения для уч-ся VII-VIII кл. БАРО-ПРЕСС 2013
15. Небратенко В.Б.,Яцык В.Д. Край родной в художественной  литературе для уч-ся IX-XI кл. БАРО-ПРЕСС 2007
16. Астапенко М.П. История Донского края БАРО-ПРЕСС 2005
17. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 кл. ЗАО «Книга» 2005
18. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 кл. ЗАО «Книга» 2005
19. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 8-9 кл. ЗАО «Книга» 2005
20. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 10-11 кл. ЗАО «Книга» 2005

Во внеурочной деятельности реализуются следующие направления:

  • духовно-нравственное
  • социально-педагогическое
  • спортивно-оздоровительное
  • общеинтеллектуальное

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом пожеланий родителей и интересов обучающихся,  внеурочная деятельность в начальных классах представлена следующими курсами:

Направление Название курса этнокультурного (казачьего компонента) Ф.И.О. руководителя 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Духовно- нравственное «Юный патриот» Доноведение Гончарова И.А. 2      
Россия – наш общий дом Клюева Т.Н.   2 2  
Я живу в России Пятицкая Т.Б.        
Обще- интеллектуальное «Хочу всё знать» Праздники, традиции и ремесла народов России Тымченко А.А.       2
Любознайка Камаева Е.А. 2      
Социальное «Твори добро на благо людям» Мир, в котором я живу Банник В.Ю. 2      
Мой город Лепская Л.В.   2    
Общекультурное «Открой себя» Веселая кисточка Бурулева С.С. 2      
Школьный театр «Петрушка» Ячменнова И.А.   2    
Страницы русской культуры Пашкова С.Ю.     2  
Фольклор Тихого Дона Гончарова И.А.       2

Внеурочная деятельность в 5-9 классах представлена следующими курсами:

Направление Название курса этнокультурного (казачьего компонента) Ф.И.О. руководителя 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Духовно- нравственное «Юный патриот» Мы патриоты Князьков В.Н. 2        
Я и моё Отечество Гончаренко С.Г.         2
Здесь Родины моей исток Устинова Е.С.   2      
Обще- интеллек-туальное «Хочу всё знать» Город мастеров Недогонова Л.Н. 2        
Мой проект Евсеева С.В.   2      
Социальное «Твори добро на благо людям» Твой выбор Замула А.А.       2  
Чужая жизнь для нас не мелочь Данилова А.Н. 2        
Общекуль- турное «Открой себя» Город Шахты-моя малая Родина Данилова А.Н.     2    
История и культура Руси и России Пимкина И.А.       2  

Педагогический коллектив решает задачи по формированию у обучающихся образа «малой» Родины, как основы патриотических чувств, богатства и разнообразия природы родного края. Проводятся занятия в кружках дополнительного образования: «Домисолька», «Волшебство творчества», «История Донского края», «Экология Донского края». В школе создана вокальная группа «Вольная станица» (руководитель Тищенко Е.Ю.), которая изучает фольклор Донского казачества, является участником конкурсов, смотров художественной самодеятельности.

Ежегодно в школе проводятся мероприятия казачьей направленности:

  • Тематические классные часы и торжественные  линейки.
  • «Любимые праздники казаков:  «Покров на Дону»,  «Широкая Масленица», «Пасха Христова».
  • Спортивные соревнования «Донцы — молодцы».
  • Выставки книг «Мы живем в краю донском», «Откуда мы родом», «Казачьему роду нет переводу».
  • Посещение музея Донского казачества г. Новочеркасск., г.Азова.
  • Экспозиции в школьном музее «Казачество: вчера и сегодня», «Быт казаков. История подушки».
  • Экологический поход «Донская сторона — навек любимый край!
  • Библиотечные уроки «Галерея портретов донских атаманов. Матвей Иванович Платов», «Героические страницы освобождения Донского края».

Обучающиеся школы принимают активное участие в казачьих мероприятиях и конкурсах различного уровня: «Ростовской области — 75!», «Семейные родники Тихого Дона» (ко Дню пожилого человека), «День матери-казачки», областной конкурс творческих работ имени святителя Димитрия Ростовского, городской конкурс «Донская казачка», городской поэтический конкурс «Вольная станица» и др.

В целях пропаганды и популяризации идей миролюбия, национальной гордости, достоинства, значимости культурно — исторических, православных традиций среди молодого поколения поселка им. Красина проведена акция «Рождественские колокола». В рамках акции проведены классные часы, беседы, посвященные Рождеству Христову, выставка книг рождественской тематики, концерт рождественских песнопений «Рождественский перезвон».

Развитие эстетической культуры обучающихся, ознакомление с историей, культурой и национальными традициями, приобщение к казачьим традициям; пробуждение собственной активности обучающихся в творческой и военно-патриотической деятельности, формирование  активной гражданской позиции и самосознания гражданина РФ через реализацию казачьего компонента является одной из базовых задач нашей школы.

Сборник создан для сохранения исторической памяти и используется на занятиях внеурочной деятельности. Этот сборник — о любви жителей донского края к своей земле. Первый том посвящен истории минувших дней, в нем речь идет о казаках, прославивших Тихий Дон на весь мир. Второй том — о событиях Великой Отечественной войны — в нем рассказывается о героизме и мужестве защитников и жителей Ростовской области, которые остановили натиск врага и повернули фашистские орды вспять. Третий том — о современных защитниках — пограничниках, охраняющих рубежи нашей Родины.